Юридическая помощь в любой жизненной ситуации!

Москва, ул. Трубная, 21

+7 (499) 703 03 03

заказать обратный звонок

Вернуть деньги нельзя путешествовать! Поставим запятую правильно

Покупки
Получить консультацию Вы можете задать вопрос нашим юристам на эту или другую тему

Ситуация с распространением коронавируса накаляется – авиасообщение во многих странах ограничено, а некоторые государства временно закрыли въезд. Роспотребнадзор посоветовал россиянам не выезжать за границу.

Однако многие заранее планируют поездки в отпуск – покупают турпутевку или самостоятельно бронируют отели и покупают билеты. Как быть в этом случае, ведь граждане не могли заранее предусмотреть, что поездка на отдых может оказаться небезопасной?

К нам с каждым днем поступает все больше обращений с просьбой разъяснить, как хотя бы вернуть потраченные на путевки и билеты деньги, если уж мечтам о путешествиях за границу этой весной не суждено сбыться. Поэтому мы подготовили пошаговый алгоритм, как правильно действовать в такой ситуации.

ЕСЛИ ВЫ ПРИОБРЕЛИ ТУРПУТЕВКУ

1) Обратитесь к туроператору с письменной претензией.

Правовые основания

Ст. 7 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей",  в которой закреплена гарантия для потребителя (туриста) и его право на то, чтобы услуги, которые он приобретает, были безопасны для его здоровья.

Ввиду того, что зачастую турпутевки приобретаются и путешествие планируется заранее, невозможно предугадать, как изменятся обстоятельства. В этом случае права туристов защищают также статьи 10 и 14 Федерального закона от 24.11.1996 года № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которыми турист вправе потребовать расторгнуть договор в связи с существенным ухудшением условий путешествия, а также невозможностью совершить поездку по независящим от него обстоятельствам. Распространение коронавируса является более чем очевидным обстоятельством  существования реальной угрозы безопасности жизни и здоровья  человека, что подтверждается официальными решениями органов государственной власти. Например, указом Мэра Москвы от 05.03.2020 года № 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", заявлениями Ростуризма и Роспотребнадзора. 

Таким образом, на государственном уровне были констатированы угрозы и рекомендовано воздержаться от посещения стран с повышенным риском – это является достаточным основанием для возврата полной стоимости турпутевки при отказе от нее до начала путешествия (п. 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019)), а после начала путешествия – части стоимости путевки в размере, пропорциональном стоимости не оказанных услуг.

В претензии укажите:

Претензия должна быть составлена в 2-х экземплярах. Вы можете лично подать ее туроператору или направить заказным письмом с уведомлением о вручении (копию рекомендуем дополнительно направить через электронную почту).

2) Дождитесь ответа туроператора.                                

Претензия должна быть рассмотрена в течение 10 дней.

3) Если туроператор не ответил на вашу претензию или ответил, но отказался расторгнуть договор и вернуть вам деньги добровольно – смело обращайтесь в суд с иском.

Правовые основания указывайте те же, что и в претензии.

При этом дополнительно вы можете потребовать взыскать с туроператора штраф за отказ добровольно вернуть вам деньги – 50 % от уплаченной суммы; компенсацию морального вреда; расходы на юриста и иные судебные расходы (если они были).

ЕСЛИ ВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОКУПАЛИ АВИАБИЛЕТЫ И БРОНИРОВАЛИ ОТЕЛЬ

С одной стороны может показаться, что в случае самостоятельной организации путешествия вернуть деньги будет сложнее, однако не опускайте руки – выход есть и в этой ситуации.

1) Вам необходимо будет отдельно обращаться с требованиями к авиаперевозчику, системе бронирования отелей или непосредственно напрямую к отелю.

Правовые основания

Ст. 451 Гражданского кодекса РФ, согласно которой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения.

К счастью, ряд авиакомпаний вошли в положение пассажиров и официально заявили о готовности вернуть деньги в полном объеме за несостоявшийся вылет из-за коронавируса по некоторым направлениям вне зависимости от тарифа, или обменять билеты. Так, например, в Аэрофлоте для пассажиров возможен возврат и перебронирование без штрафных санкций. Utair пассажирам отмененных рейсов дает возможность изменить дату вылета или вернуть деньги за билеты абсолютно бесплатно, даже если тариф невозвратный. В Уральских авиалиниях можно изменить не только дату вылета, но и направление.

Рекомендуем вам отслеживать актуальную информацию об условиях возврата билетов в страны, где зарегистрировано большое количество зараженных коронавирусом, на официальных сайтах авиакомпаний. При этом законом допускается устанавливать невозвратные тарифы за билеты, и в случае если вы приобрели билет с таким тарифом, вернуть деньги будет сложнее.

С 27 февраля 2020 года было введено ограничение на поездки в Италию на железнодорожном транспорте. До этого были отменены поезда в Китай. На сайте РЖД размещена информация о том, что пассажирам будет возвращена полная стоимость билетов без комиссий и штрафов.

Что касается возврата денег за бронирование жилья, вам необходимо будет обращаться непосредственно в отель, хостел или сервисы бронирования (Booking, Airbnb). Принятое решение будет зависеть, в том числе, от выбранного тарифа у конкретного сервиса онлайн-бронирования. Например, сервис Airbnb опубликовал Положение о применении уважительных причин, согласно которому если вы забронировали жилье до 14 марта и путешествие должно состояться до 14 апреля 2020 года, сервис полностью вернет сумму бронирования. Если поездка планировалась после 14 апреля, бронь отменяют как обычно, согласно правилам сервиса. Booking тоже идет навстречу, если сам отель отказывается вернуть вам деньги. Главное в этой ситуации быть настойчивым и предоставить как можно больше подтверждений уважительности причин отказа от поездки и отмены брони.

2) Если же в добровольном порядке от авиакомпании или отеля (сервиса бронирования) вы так и не получили ответ и потраченные деньги, у вас всегда есть право обратиться за защитой в суд!

Планируя свой отпуск заранее, турист не может предвидеть, что поедет в страну, где распространяется  вирус, опасный для его жизни и здоровья. И наверняка если бы он знал об этом, сознательно не потратил бы денежные средства на покупку билетов и бронирование жилья. Эти обстоятельства однозначно подпадают под условия, предусмотренные гражданским кодексом и законодательством о защите прав потребителей в качестве оснований для расторжения договоров и возврата денег.

Если у вас остались вопросы, или требуется помощь юриста – обращайтесь к нам. И берегите свое здоровье!

Остались вопросы? Позвоните или напишите нам и получите консультацию!

help@mfl.msk.ru

+7 (499) 703 03 03

Полезные материалы

Оставьте вопрос и юристы свяжутся с вами!

* Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь

Отправьте нам логин Skype
и мы свяжемся с Вами.

Или звоните нам. Наш логин moy-yurist
Оставьте ваш номер и наши специалисты
свяжутся с вами


* Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь

Отправьте свой вопрос юристу. Наш специалист свяжется с вами в ближайшее время по телефону или email. Также вам будет доступен личный кабинет, где можно посмотреть статус вопроса.
Спасибо за обращение. Ваша заявка получена.
Наши специалисты свяжутся с вами в течение 15 минут.

Вся информация отправлена вам на email. Отследить статус заявки можно в
личном кабинете или по e-mail

Преимущества работы через
личный кабинет

Дополнительный
функционал
Контроль за ходом
выполнение услуги
Экономия времени
Пожалуйста, напишите ваш отзыв.